Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Главное меню

Истории нашей школы – 90 лет

За годы своей жизни наша школа выпустила около 1700 юношей и девушек, получивших в ее стенах основное и среднее общее образование. Школа  гордится, что взрастила своих «питомцев» достойными гражданами великой  России. Невозможно перечислить всех и рассказать о тех  уголках, куда забросила их судьба. Не счесть и профессий, которыми овладели наши выпускники. Это строители, военные, работники культуры и сельского хозяйства, врачи, инженеры, работники МВД и МЧС и, конечно же, учителя. Более 60 учеников прошлых лет получили профессиональное педагогическое образование. В настоящее время в школе сотрудничают 22 педагога, 8 технических работников, 224 юных члена коллектива и 15 ветеранов труда. Школа помнит и любит всех своих бывших и нынешних домочадцев, желает им благополучной жизни и доброго здоровья.

Девяностолетняя история школы началась с открытия в далеком 1931 году Льносовхозной начальной школы. Наиболее ярко годы её жизни можно представить по воспоминаниям любящих ее, разделивших с ней в разные годы и печали и радости учителей и учеников, участников событий. 

 

В  1938 году из села Калтай Алтайского края в «Льносовхоз Маслянинский» вместе с родителями переехал Яков Спиридонович Боков. Учился в Льносовхозной начальной школе с 1938 по 1941 год. В 1946 году окончил курсы трактористов, после чего работал механизатором. 

 

Из воспоминаний Якова Спиридоновича Бокова:

«Школа была деревянная. Коричневые парты с откидными крышками, доска и счеты на ножках, ученики сидели на лавочках. В помещении было всего  два  учебных класса, небольшой гардероб,  помещение для техперсонала и коридор. Классы  освещали две керосиновые лампы: одна у учителя на столе, другая подвешена к потолку.

Учебник школьникам выдавали один на двоих, тетради были в клетку и частую косую линейку, писали чернилами, которые  давали учителя, для письма использовали железные перья (лягушки). Было по 4-5 уроков: арифметика, русский язык, история, физкультура, пение, чистописание, естествознание, литература».

В 1949 году в «Льносовхоз» переехала Мария Николаевна Метальникова.  С 1949 по 1952 год  она училась в «Льносовхозной начальной школе», потом в Маслянинской средней школе № 1, где  закончила 7 классов.  Работала в Детском саду совхоза. 

Из воспоминаний Марии Николаевны Метальниковой:

«Во время  моего обучения в школе сдавали экзамены по арифметике, русскому языку  письменно и устно. В школе помимо учителей работала уборщица. Она жила в самой школе, топила печь, мыла пол, носила дрова в вязанках, воду для питья, которую к школе подвозили  в бочках работники совхоза.  Дрова для школы заготавливали родители. В школе было три печи –  в каждом классе и одна в коридоре.

Я никогда не забуду первый новогодний утренник. Игрушки были сделаны руками ребят из бумаги и дерева. Кто какие мог,  такие и делал. Подарком на новый год была горсть карамели, обвалянная в черёмуховой крошке. Эту карамель раскладывали в кулёчки, которые дети делали сами из старых книг. Наряжались матрёшками и пели: «Мы матрёшеньки, все хорошеньки, щёчки пухленьки, сами кругленьки…». 

На улице играли в «классики». К празднику готовили акробатические номера «становись на пирамиду», пели песни: «Атомной бомбой нас не убить, ложью и золотом нас не купить…», «Утро красит нежным светом». 

Также Я. С. Боков. Поделился воспоминаниями о том, как действовала школа во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Яков Спиридонович рассказывал, что по радио жители услышали страшную весть, что на Советский Союз  напала Германия. На фронт ушли мужчины, остались женщины и дети. Учителя со всеми работали в совхозе, вместе с детьми сажали и убирали картофель, помогали в прополке и уборке льна. Занятия в школе не прекращались.  Ребята бегали топить печи в школе. Собирали золу для удобрения полей. Женщины вязали вместе с дочерями варежки, носки и отправляли на фронт. Так и прошли годы Великой Отечественной войны, в которой самоотверженно сражались солдаты и усердно работали труженики тыла, в том числе учителя и ученики  школы. 

До 1950 года классы были маленькие. В классе Якова Спиридоновича было двенадцать человек. К 1961 году число учащихся стало увеличиваться. Учителем начальных классов в школу пришла работать Александра Дмитриевна Дятловская.За свою педагогическую деятельность Александра Дмитриевна воспитала 14 поколений выпускников.  

 

Из воспоминаний Александры Дмитриевны Дятловской о восьмилетней школе:

«В классах были строго  парты (черные в начальных классах, голубые  и зеленые в старших) с откидным верхом, с углублениями под чернильницу и под письменные принадлежности. Ребята начинали писать перьевой ручкой, в старших классах уже писали шариковой. Азбуки были с кармашками, дети с родителями сами их шили. Не принято было заводить общие тетради. Были карты, плакаты. Учителя сами делали карточки, вырезки из книг.

В классах было от 15 до 25 учеников. Самым большим классом был выпуск 1970 года (32 человека)».

В 1963 году к 7 ноября школа переехала в новое кирпичное здание, а к сентябрю 1964 года стала восьмилетней: 3 начальных класса и 5 старших. Восьмилетняя школа выпустила более 600  человек.

В это же время учителем начальных классов в школу пришла работать Анна Григорьевна Юферова, которая принимала участие во всех школьных делах, участвовала в художественной самодеятельности совхоза и школы, играла в шахматы. На протяжении всей жизни Анна Григорьевна увлекалась поэзией, а выйдя на пенсию, стала писать собственные стихи.  

 

Из воспоминаний Анны Григорьевны Юферовой: 

«Была большая связь школы и совхоза: ученики ходили на животноводческие фермы, помогали взрослым. Школьники помогали совхозу в заготовке кормов: куузики (кормовой брюквы), обрабатывали кукурузу, свёклу, помогали в уборке льна, копали картофель. Лён ездили убирать с утра,  картофель - после занятий с 3-х часов дня.

В 80-е годы при школе действовала ученическая животноводческая бригада. Руководили бригадой учителя, и помогал наставник от совхоза.  Обязанностью бригады был уход за скотом (убирали дворы, кормили утром и вечером). Утром ходили на ферму в 6 часов, до начала занятий в школе. Делали это бесплатно. Мальчишки зимой  за небольшую плату скидывали снег с хозяйственных помещений. 

Партийная организация совхоза вела воспитательную работу в школе, её члены посещали классные часы, пионерские сборы и отмечали лучших учителей школы. При совхозе действовал женсовет, который решал важные вопросы. Также хозяйство помогало  школе транспортом и материально». 

34 года своей жизни отдала школе Надежда Алексеевна Дмитриева. Надежда Алексеевна учила малышей, вела уроки математики в старших классах. 

 

Из воспоминаний Надежды Алексеевны Дмитриевой: 

 «Ребята начинали посещать школу в семь лет. До этого занимались один год в нулевом классе «шестилетки», которая располагалась в детском садике. 

В конце 1960-х – начале 1970-х годов при школе действовала вечерняя школа. Учителя сначала проводили основные уроки, а  с семи часов вечера проводили занятия для работников совхоза» 

В 1970-х  годах действовал пионерский лагерь, который располагался в отдельном здании».

С 31 августа 1970 года в школе Маслянинского совхоза стала работать   учителем биологии, химии и географии Галина Геннадьевна Карлова, заслуженный учитель РСФСР. Педагогический стаж Галины Геннадьевны составил 40 лет.

 

Из воспоминаний Галины Геннадьевны о том, как было организовано питание во время ее работы в школе:

«Сначала в школе работал буфет (продавали чай, лимонад в стеклянных бутылках, пирожки с картофелем, ливером по 3-4 копейки), молоко давали бесплатно. Буфетчицей работала Полина Федосеевна Лысова.  Позднее буфет закрыли и на телеге из совхозной столовой привозили пирожки и молоко. Классные руководители на подносах разносили еду по классам. Обед проходил после 3-го урока.

Был период, когда устраивались большие перемены по 40 минут. Ребята из старших классов ходили домой кушать. Начальные классы водили в совхозную столовую. Учителя обедали в школе, составляли график и готовили по очереди в специально отведенном месте в учительской».

В августе 1980 года в школу устроилась работать учителем начальных классов Евгения Николаевна Чугай, в трудовой книжке которой в графе  «место работы»  только одна запись: «Принята учителем начальных классов в школу Маслянинского совхоза».  

 

Из воспоминаний Евгении Николаевныо  традициях  школы:

«Когда  я пришла работать в школу, было много сложившихся традиций: День Знаний, Новый год. Ребята сами  готовили  зал, проводился конкурс костюмов. Заранее готовились дети, волновались родители. За новогодний костюм награждались призовыми местами. За костюмы дарили книги. Это считалось очень хорошим подарком.

  А какие у нас проходили праздники Осени,  Дни урожая.  Это и выбор Мисс Осени, выставка цветов, плодов и овощей. Фантазия, бывало, хлестала через край…. 

В школе всегда уделялось внимание трудовому обучению. При школе был сад, росли ранетки, потом из сада сделали огород.

Огород был разделен на отделы: цветочный, плодово-ягодный, декоративный. Под руководством Владимира Иосифовича Фофанова, агронома совхоза, ставили опыты. Принимали участие в сельскохозяйственных выставках, занимали там первые места.  

Летом родители организовывали поездки в Батуми,  Волгоград, Москву, Шушенское и в другие уголки нашей Родины. Совхоз помогал в приобретении билетов на поездки.

Проводили уроки доброты, соревнования «Папа, мама и я – спортивная семья», встречи с ветеранами, организовывали  туристические походы, во время спортивной олимпиады вели информационные бюллетени, в которых освещали ход олимпиады (число медалей, имена спортсменов). Проводили праздники союзных республик…Да разве все перечислишь».

С 1987 года в школе работает Галина Васильевна Сарафанова. В разное время она была   пионервожатой, завучем по воспитательной работе, учителем немецкого и английского языков.

 

Из воспоминаний Галины Васильевны Сарафановой о пионерской организации школы:

«Пионервожатая помогает организовывать работу пионерской дружины: дружинные сборы раз в четверть; участие в акциях по сбору макулатуры, металлолома, березовой почки (норма 2 стакана), шишек, рябины; торжественные линейки (ко дню пионера, ко дню героя антифашиста); оформление альбома  о проделанной работе пионерской дружины; участие в пионерских слётах.

В школе была пионерская дружина имени А. П. Гайдара. Ребята к окончанию 1 класса становились  октябрятами, в пионеры вступали в 3 классе, в комсомольцы с 14 лет. Проводились «День пионера» 19 мая, организовывался почетный караул ко дню рождения В. И. Ленина. Проводилась политинформация в классах (по очереди читали газеты и рассказывали о новостях  в классе). Проходил сбор денег в Фонд Мира. Проходили политические линейки, посвященные Луису Корвалану, Анжеле Девис, за этим следовали подписи за освобождение униженных и оскорбленных. Отмечали 29 октября «День рождения комсомола», 8 февраля проводились пионерские сборы.  Пионерский костер  проходил на поляне в лесу, где в земле была вырезана звезда. На этом месте и разводили костер и пели песни, но сначала были соревнования. Песни были пионерской и патриотической направленности: «Гайдар шагает впереди», «Взвейтесь кострами, синие ночи», песни,  посвященные В. И. Ленину - «Ленин всегда впереди».

С августа 1983 года руководителем школы, преподавателем  истории и музыки стал Михаил Павлович Михалев.Вскоре школа была переименована в Маслянинскую школу № 5.   Работая директором пятой школы, Михаил Павлович организовал творческий коллектив единомышленников, стал инициатором строительства нового здания школы.  

 

Из воспоминаний Михаила Павловича Михалева:

«Было решено строить новое здание школы за счет средств Маслянинского совхоза. Руководитель совхоза Юрий Яковлевич Шмаль дал согласие.  Строить школу начали в
1991 году. Проект школы выбирал лично из альбома, привезенного Юрием Яковлевичем из
Новосибирска. Был воздвигнут фундамент, и началась кладка первого этажа здания. Но строительство затянулось на 7 лет, так как начались годы экономического кризиса. Депутат областного Совета депутатов Иван Григорьевич Мороз помог добиться государственного финансирования для продолжения строительства. В 1998 году школа была построена. В этом же году решили  перевести школу в статус средней».

Для совершенствования воспитательной работы в школе, для поддержания патриотического воспитания было решено организовать краеведческий музей. В 1999 году состоялось его открытие. Инициатором создания и руководителем музея стал Михаил Павлович.D:\_Documents!\Desktop\Музей\история школы в лицах и судьбах 2\Стенд\фото школа\Здание современной средней школы. Открыто в 1998 году.JPG

По мнению Михаила Павловича, особенностью пятой школы является то, что коллектив в ней легок на подъем и очень благодушно откликается на все инициативы.




 Также эту особенность педагогического коллектива отмечает и Татьяна Константиновна Гусельникова, возглавлявшая школу в период с 2000 по 2005 год.

 

Из воспоминаний Татьяны Константиновны Гусельниковой:

«Когда пришла  работать в школу, сразу же нашла поддержку и понимание со стороны новых коллег. Все естественны, искренни. Человечность, теплота отношений, поддержка – вот что отличает людей, которые здесь работают.И молодежь хорошо вливается. Недаром среди учителей немало выпускников этой школы. Хорошо здесь!».

В период с 2005 по 2011 годы руководила школой  Лидия Степановна Буренок. В эти годы  реализовывался национальный проект «Образование», направленный на модернизацию российского образования.

Из воспоминания Лидии СтепановныБуренок:

«Школа активно принимала участие в реализации национального проекта. Значительно обновилась материально-техническая база всех учебных кабинетов. Был приобретён спортивный инвентарь, установлены тренажёры. В школе появился интернет, мультимедийное оборудование. 

Педагоги изучали компьютерную грамотность, новые технологии обучения, особенности современного урока. Вводилась независимая оценка качества образования. Теперь только положительные результаты государственной итоговой аттестации могли стать основанием для получения аттестата.

Но все это было по плечу школьному коллективу, дружному, работоспособному, откликающемуся на все нововведения»

В период с 2011 по 2019 годы возглавлял школу  Евгений Викторович Митрюков. Евгений Викторович прошел путь от выпускника школы до ее руководителя.

В это время произведён капитальный ремонт спортивного зала, построена многофункциональная спортивная площадка, благоустроен кедровый парк, установлены малые архитектурные формы на приусадебном участке. Количество детей в школе увеличилось на треть.

 

Из воспоминаний Евгения Викторовича Митрюкова:

«Знакомство со школой для меня началось в то время, когда я сам был её учеником. Отзывчивость и чуткость педагогов, атмосфера уюта и  доброты  - это  главные ассоциации со  школьным периодом.

Спустя годы я пришел сюда работать, и школьная жизнь открылась для меня по-новому.  

Мне хотелось, чтобы школа соответствовала требованиям времени, и сплочённый, творческий коллектив всегда помогал в реализации различных задумок и проектов, начиная от благоустройства территорий до модернизации образовательной среды.

Благодаря бесценному опыту и профессионализму, педагоги с детьми каждый день покоряли новые вершины.

Много светлых и приятных воспоминаний, за которыми стоит многолетний самоотверженный труд педагогов и искренняя любовь к детям».

Сегодня Маслянинская СОШ № 5 – современное учебное заведение. Просторные кабинеты, красивый актовый зал,  большой компьютерный класс. Работает медицинский кабинет. Созданы все необходимые условия для учёбы и работы.

Ученики  принимают участие в различных конкурсах и соревнованиях в районе и за его пределами, на которых неоднократно становились призёрами и победителями. Выпускники школы поступают  в различные  учебные заведения,  многие из них – в высшие, где успешно обучаются.

 

С юбилеем, наши добрые ученики и многочисленные выпускники. С праздником  уважаемые ветераны и дорогие коллеги. С днем рождения, родная школа, с добрым началом и благополучным завершением каждого твоего нового дня!