Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Главное меню

 

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

«СОДРУЖЕСТВО»


2011 - 2016

ВВЕДЕНИЕ

В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают такие задачи, как формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания, создание нового воспитательного потенциала системы образования, обеспечение условий для воспитания будущих поколений на основе общественного согласия, приоритета мира и толерантности.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические сотрудники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

Класс – это группа учащихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни , на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Организация психолого-педагогической помощи учащимся в процессе включения их в активную социальную жизнь, формирование социальной ответственности требует возможности расширения социального пространства для обеспечения социальной практики. Исходя из поставленных задач и закрепленных функций, мы осознали, что должны обеспечить комфортные условия для максимально всестороннего развития личности каждого ребенка.

Так родилась идея «Содружества».

Надеемся, что наша воспитательной система «Содружество» поможет нам и нашим ребятам в этой работе. 

В «Концепции модернизации образования РФ на период до 2010 г.» отмечено следующее: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [2, с. 13]

Данная мысль продолжена в Национальном проекте «Образование», где определены стратегическое ориентиры, в том числе развитие ключевых компетенций (информационная, коммуникативная, самостоятельное решение проблем). Эти материалы и являются основой для разработки воспитательной системы «Содружество» 

Программа разработана под руководством заместителя директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 5 Печеркиной С.С.

Модель воспитательной системы «Содружество».

КОНЦЕПТУАЛЬНЯ ЧАСТЬ

Основная идея: создание открытой воспитательной системы, основанной на сотрудничестве, содружестве, сотворчестве всех субъектов воспитательного процесса с целью воспитания современного компетентного человека. 

Данная идея основана на научных взглядах: С.Т. Шацкого- «открытая школа»; идея «открытой школы», как центра воспитания ребенка в социальной среде.

В.А. Сухомлинского - гуманное коллективное воспитание; коллектив – это содружество единомышленников, содружество гражданское, идейное, творческое, трудовое. Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина- возрастные особенности детей, Л.И. Новиковой – воспитательная система, Е.Н. Степанова – личностно-ориентированный подход и др. 

Воспитательная система класса - сложная социально-педагогическая образование, неравновесное, самоорганизующее, саморегулируемое и управляемое. Система открытая, т.к. взаимодействует с ближним и дальним социумом, осваивая его, кроме того, сама становится мощным средством социализации учащихся. Открытая классная воспитательная система ориентирована на работу с учащимися, имеющими различные убеждения, на диалог, на развитие межличностного и межгруппового общения. 

Самое главное - в процессе создания открытой классной воспитательной системы формируется воспитывающая среда, которая предполагает совместную деятельность и общение взрослых (классных руководителей, учителей предметников, родителей) и детей. Именно совместная деятельность и общение позволяют осуществить сотрудничество, содружество, сотворчество и позволяют создать необходимые условия для личностного развития ребенка. 

Модель воспитательной системы «Содружество» разработана в соответствии с положением Закона «Об образовании», Концепции модернизации образования, Конвенции о правах ребенка [1, 2 ,3], имеет следующие составляющие: цель, ценности, традиции, совместная деятельность, самоуправление, взаимодействие со школьным сообществом и взаимодействие с внешней средой.

 

 

ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Содружество (вся школа – республика)

Цель: воспитание современного компетентного человека, способного к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда.

Задачи:

· Поддержание, укрепление и расширение школьных традиций;

· Совершенствование духовно- нравственного и гражданско – патриотического воспитания;

· Пропаганда здорового образа жизни;

· Укрепление связи «семья – школа»

В процессе реализации цели, при организации деятельности и общения формируются и воспитываются ключевые компетентности личности учащихся. Компетентность- это личностные качества ученика. Её формирование идет через ряд компетенций, которые являются заданными требованиями в подготовке ученика.

Особое внимание уделяется следующим ключевым компетентностям:

- интеллектуальная компетентность - это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности (в т.ч. и в экстремальных условиях), развивающий познавательную активность;

- коммуникативная компетентность - умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения, способствующее развитию творческого потенциала личности;

- информационная компетентность - владение информационными технологиями, умение работать со всеми видами информации;

- социальная компетентность - умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в классном и школьном коллективах, команде, формирующее чувство гражданского долга и патриотизма.

- автономизационная (индивидуальная) компетентность - умение саморазвития и самопрезентации- способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности, вырабатывающее трудолюбие, целеустремленность.

Приоритетные направления:

· Гражданско – патриотическое (программа «Ты – Россиянин», подпрограмма «Я и моё Отечество»)

· Духовно- нравственное (подпрограмма «Я и Я», «Я и моё Отечество»)

· Семейное (подпрограмма «Я и семья»)

· Спортивно – оздоровительное ( программа «Здоровье»)

· Трудовое;

· Научное (написание проектов, исследовательских работ)

Модель ключевых компетентностей личности

(компетентностная модель личности)

В центре различных видов компетентностей находится нравственность: готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим, нравственным законам, ибо, как написал Т. Рузвельт: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - это значит создать угрозу для общества».

Ценности: Человек, Отечество, Земля, Семья, Труд.

Человек – сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек ставится целью.

Отечество – единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Сегодня патриотическое чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям: изменилось Отчество. Задача педагога – воспитание уважительного, бережного отношения к истории своего народа.

Земля – общий дом человечества, вступившего в новую цивилизацию ХХI века. Это Земля людей и живой природы.

Семья – начальная структурная единица общества, первый коллектив ребёнка и единственная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.

Труд – основа человеческого бытия. Человек трудится не только, чтобы заработать. Он трудится, потому что он человек, потому что именно сознательное отношение к труду отличает его от животного.  

Традиции МОУ СОШ №5:

· День знаний

· Выставка цветов

· Кросс «Золотая осень»

· Эстафета, посвящённая памяти героя России Н.Ситникова

· День учителя

· Декада матери

· Фестиваль патриотической песни  

· Неделя добра

· Декада семьи

· Трудовые десанты по благоустройству школы

Традиции будущего.

· Конкурс творческих проектов «Здравствуй, Новый год» 9-11 кл.)

· Проводы зимы «Масленица»

· Конкурс «Мисс школы» (5-11 кл.)

· Конкурс «Маленькая мисс школы» (1-4 кл.)

· Фестиваль творчества

· Конкурс «самый лучший класс»

· Конкурс «Самый «классный» классный»

· Конкурс «Ученик года»

Совместная деятельность.

СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ –
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ.

Методологической основой совместной деятельности является личностно-ориентированный подход.

Основными принципами совместной деятельности являются:

- принцип индивидуальности - создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и содействие дальнейшему развитию индивидуальных способностей;

- принцип субъектности - оказание помощи учащемуся по обогащению его субъектного (личного) опыта;

- принцип выбора – предоставление возможности развития индивидуальности и субъектности на возможности выбора цели, содержания, форм и способов организации деятельности в составе «Содружества»;

- принцип творчества и успеха - организация индивидуальной и коллективной творческой деятельности, способствующей развитию творческих способностей детей и уникальности классного коллектива;

- принцип доверия и поддержки - вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремления к самопознанию .

Для осуществления руководства совместной деятельностью в процессе содружества принята система самоуправления, основанная на Законах, принятых самими ребятами.

Закон уважения. Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

Закон дружбы. В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.

Закон храбрости. Будь храбрым и не бойся препятствий.

Закон любви. Люби своих друзей, Родину и все то, что тебя окружает.

Закон доброты. Доброта- Это сила. Не бойся быть сильным.

Закон трудолюбия. Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!

Закон дисциплины. Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.

Закон милосердия. Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!

Система самоуправления воспитательной системы «Содружества» выглядит следующим образом:

Взаимодействие «Содружества» с внешней средой.

Для жизнедеятельности объединения важное значение имеет связь с внешней средой, т.к. взаимодействие с родителями, руководителями и членами секций, кружков, ветеранами войны и труда и другими взрослыми, наличие друзей из ближнего социального окружения обогащает жизнь учащихся и способствует их социализации.

Для организации взаимодействия с внешней средой мы используем личностно ориентированный подход, учитывающий субъективный опыт ребенка, его психологические особенности, а также социально-психологические и профессиональные особенности педагога в выборе возможных вариантов педагогической поддержки.

Основные направления деятельности классных руководителей:

- изучение индивидуальных и групповых характеристик классных коллективов с целью принятия управленческих решений по развитию и воспитанию детей;

- организация деятельности детей «Содружества» с целью развития сплочения и сотрудничества классных коллективов;

- организация совместной деятельности педагогов, учащихся, родителей с целью содружества, сотворчества и сотрудничества всех субъектов воспитательного процесса.

Схема взаимодействия с внешней средой. \

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Этапы развития воспитательной системы «Содружество»



- первый этап – проектирование системы (2011 г.). Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик членов объединения; проектирование желаемого образа КВС; определение перспектив жизнедеятельности;

- второй этап - становление классной воспитательной системы (2011-2012 г.). Укрепление межличностных отношений; формирование чувства «мы»; апробирование форм и способов совместной деятельности; взращивание традиций воспитательной системы;

- третий этап – этап стабильного функционирования системы (2012-2016 г.). Классная воспитательная система начинает соответствовать проектному замыслу. Жизнь объединения «Содружество» строится на основе традиций, системообразующей деятельности, которые способствуют формированию индивидуальности созданного содружества, его «лица», развитию самоуправления;

- четвертый этап – обновление воспитательной системы. Все лучшее становится достоянием всего школьного сообщества («добрый след») и происходит поиск новых идей и способов обновления жизнедеятельности «Содружества».

 

Реализация концептуальной модели

 

Происходит через основные направления воспитательной деятельности:

 

 

Предполагает обеспечение интеллектуального развития детей «Содружества» через организацию интеллектуальных игр, диспутов, тренингов, вечеров интересных встреч.

· Ты – Россиянин:

1. Внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики, историей своей семьи, города, области через различные варианты деятельности;

2. «Уроки мужества» (встречи с ветеранами, воинами-интернационалистами и др.);

3. Акция «Милосердие».

· «Я и семья»

1. «В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей!» - семейные праздники;

2. Круглые столы с родителями и детьми;

3. Походы и экскурсии.

· «Я и Я»

1. Сохранение и укрепление здоровья ребят через различные оздоровительные мероприятия;

2. Беседы с медицинскими работниками и психологической службой щколы, и индивидуальные консультации соответствующего направления.

· « Я и культура»

· « Я и школа»

· « Я и моё Отечество»

Ожидаемый результат:

1. Сформированность основных компетентностей у учащихся;

2. Развитие таких качеств, как адаптивность, конкурентноспособность и коммуникативность;

3. Умение переносить полученные знания в жизнедеятельность, что способствует успешной социализации личности в обществе.

Данные качества присущи современному компетентному человеку.

Критерии эффективности ВС:

· Воспитанность учащихся;

· Компетентность;

· Сформированность коллектива Демократической республики «Содружество»;

· Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью классов и в целом объединения;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Современное общество требует изменений в подходах к воспитанию детей, формах и методах для достижения цели воспитания современного, образованного, компетентного молодого человека, способного к успешной социализации и адаптации на рынке труда. Осуществляет и направляет процесс воспитания классный руководитель, педагог – профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком. Он (классный руководитель) является организатором системы отношений через разнообразные виды деятельности, создателем развивающей среды и морально – психологического климата объединения «Содружества», а также координатором усилий педагогов, семьи и социума. Классные руководители, организую и направляя деятельность учащихся объединения «Содружество», предъявляют и к себе требования как к современному компетентному человеку, ориентируются не только на то, «что» нужно делать, но и «как» это нужно делать. Продолжая развивать ключевые компетенции, классные руководители постоянно совершенствуют в целом психолого–педагогическую компетентность педагога – воспитателя.